Александр Ковалевский — литературный псевдоним Александра Владимировича Кобизского
Родился в Харькове в 1959г. Отец — Владимир Иванович Кобизской, был ученым — работал в ХГУ, физик-ядерщик, кандидат физико-технических наук, автор 20 запатентованных научных работ, ушел из жизни в 50 лет. Мама — Людмила Трофимовна, до 70 лет преподавала в ХПИ (старший преподаватель кафедры высшей математики ХПИ).
Первое упоминание своей фамилии Кобизский нашел датированное 1678 годом в «Діаріуша или Журнала, то есть, Повседневной Записки» случившемуся во время пребыванія Малороссійскаго гетьмана, Ивана Ильича Скоропадскаго, въ МосквЂ, при ДворЂ, со дня прибытія его въ генварЂ по день смерти въ іюлЂ, генеральный хоружій, Николай Даниловичъ Ханенко.
В этом летописном журнале записано:
Николай Даниловичъ Ханенко «принадлежалъ и къ роду, памятному многимъ по многому. Именно, родоначальникомъ его, по свЂдЂніямъ, сохранившимся въ потомкахъ этого рода, считается Стефанъ Ханенко, Запорожецъ, который жилъ въ началЂ XVII столЂтія. Однажды, разбивши гдЂ-то Крымцевъ, онъ завладЂлъ многочисленной добычей , въ томъ числЂ и старостянкой (дочерью старосты) Луковской или Лукомской, вступившей, изъ благодарности за то, съ нимъ въ бракъ. Отъ этого брака родились ему три сына: Михаилъ, Сергій и Лаврентій.
Середній съ 1678 г. былъ во всЂхъ походахъ этого года, проходя всЂ чины, сперва сотникомъ Кобизскимъ, потомъ полковымъ, за тЂмъ Козелецкимъ , далЂе асауломъ полковымъ, а съ 1722 обознымъ полковымъ Кіевскимъ, ни одного похода не пропуская и имЂя многія раны; умеръ въ 1744 г.»
Если согласно летописи Сергей Ханенко был сотникомъ Кобизскимъ (а а съ 1722 обознымъ полковымъ Кіевскимъ), то очевидно в 16 веке в Украине был такой населенный пункт, откуда и пошел род Кобизских.
Мои пращуры Ефим Кобизский (Кобызский), Назар Кобизский, Яков Кобизский есть в списке казаков станицы Старощербиновской — потомков бывших запорожских (Щербиновский курень Войска Запорожского Низового) казаков.
На фото: мой дед Кобизский Иван Терентьевич и прадед Кобизский Терентий Фадеевич — родились они в с.Атюша Батуринского района Черниговской области (г.Батурин был столицей запорожских казаков).
Об одном из моих прапрадедов написал историк Федор Щербина в сборнике "Казачество. Мысли современников о прошлом, настоящем и будущем казачества": «Я несколько раз встречал у своего деда в станице Новощербиновской великана, вероятно, до трех аршин роста, одноногого запорожца, не ходившего, а передвигавшегося большими прыжками при помощи, вероятно, полуторавершковой в диаметре и трехаршинной в длину дубовой палки. Запорожец брил голову и носил толстую чуприну, завивая ее за ухо. Шутя, он говорил моему деду: "Чом ты, отче, не заставишь своего хлопця носить такую чуприну, як у мене?"
В одно время он привез к деду "свою скрыньку" (сундучок) и, показывая мне лежавшие в ней человеческие кости, говорил: "Оце, бач, козаче, я привиз, щоб батюшка положив их в труну (гроб), як будет мене ховаты; я сам соби их отризував". Впоследствии дед мне рассказывал, что Кобизский (так звали запорожца по фамилии) был ранен в ногу где-то под Килией, не-то при взятии приступом Бендер, — точно не помню, — и, когда на ноге показывался антонов огонь, то он два раза собственноручно пилил себе ноги».
Мои школьные годы (фото 1973 г.)
Школьные годы мне запомнились не пионерскими речевками и комсомольскими собраниями, а вокально-инструментальным ансамблем, который организовал в десятом классе.
СШ№ 58 наш ВИА-75. На школьной сцене слева-направо:
А.Козьмин, А.Винник, А.Кобизский, В.Шаповал
Первый хит нашего будущего ВИА был «Гоп, хей-гоп» на русском языке, который Саня Винник, Саша Козьмин и Валик Шаповал в 9-ом классе на ура сыграли в школьном коридоре, а битловскую «гёрл» уже со сцены актового зала они сыграли в составе с Костей Эвенковым. Я тогда вообще играть на гитаре не умел, но за лето выучил пару-тройку аккордов и в начале учебного года (10 класс) заявился с Винникошей к директрисе и убедил ее на заработанные в колхозе школьниками (мы сами ни в какой колхоз не ездили) деньги (2060 рэ) приобрести по безналу три электрогитары и барабан с тарелкой и «чарликом». С приобретением аппаратуры мы стали полноправным ВИА, играли на всех школьных вечерах, собирая полный аншлаг.
Наш школьный ВИА
Когда мы вывешивали фото нашего ВИА в школе, через полчаса девчонки эти фото срывали на память. В конце 10 класса мы даже стали лауреатами городского конкурса школьных вокально-инструментальных ансамблей, а нашим хитом была песня «Осеннею порой, расстались мы с тобой…». Автора этой песни мы не знали — у нас ее исполнял Саша Винник (он где-то ее раз услышал и запомнил слова). Сегодня его уже нет с нами, а записей, к сожалению, мы тогда не делали. Через 35 лет, для тех, кто помнит наши выступления, записал эту песню под свою гитару
Когда мы играли эту песню на последнем звонке в школьном спортзале, наш «Джон Леннон» Винникоша так тогда разволновался, что впервые забыл слова и мы несколько раз проиграли один и тот же куплет.
За электроорганом наш замечательный ударник Валентин Шаповал, а я просто сижу за ударной установкой
В 1984 году окончил Харьковский политехнический институт. Альпинист. КМС СССР по спортивному скалолазанию. По окончании института служил в авиации ПВО (техник группы авиационного оборудования истребителей-перехватчиков СУ-15)
. В кругу семьи (1988 г. Кольский п-ов п.Африканда-1)
С 1994 по 2005 служил в правоохранительных органах. Подполковник милиции.
Милицейский этап моей биографии начался в довольно зрелом возрасте. Первое спецзвание «старший лейтенант милиции» получил в декабре 1994 года, когда мне было уже 35 лет.
Начинал с должности инспектора боевой и служебной подготовки (вел занятия с личным составом и руководством городского Управления МВДУ в Харьковской области по рукопашному бою, разработал новое методическое пособие по задержанию вооруженных преступников).
В 1998-м был назначен командиром батальона ППСМ, а в 2000 году, чтобы иметь для литературной деятельности свободное время, перешел работать сутки-двое в дежурную часть. Закончил службу в 2005-ом в звании подполковника милиции.
В своей жизни работал инженером и монтажником-высотником, офицером авиации и начальником строительного участка на крупном промышленном предприятии. Так что материал, на основе которого я решил написать во многом автобиографичную книгу, не ограничивался только милицейскими буднями. До милиции у меня за плечами была служба в Заполярной авиации и богатый опыт высокогорных восхождений. Еще в пионерские годы, занимаясь в секции «юных геологов», мне довелось побывать с геологической экспедицией на Кольском полуострове, а в 14 лет, пройдя лыжный поход по Карпатам, взойти на зимнюю Говерлу.
Крым 1982г. Скала Красный Камень — прохожу маршрут «Мир» (по современной скалолазной квалификации категория сложности 6c)
Со студенческой скамьи увлекся спортивным скалолазанием и альпинизмом, успешно выступал на республиканских и всесоюзных соревнованиях (в 1982 году стал чемпионом ЦС «Буревестник» по спортивному скалолазанию), много путешествовал и покорял горы Кавказа, Памира и Тянь-Шаня, и этот вид спорта долгие годы был моим образом жизни.
Фанские горы 1982. На фото — автор.
1981 год. Главный корпус ХПИ — зарабатываю на высокогорную экспедицию
Свою первую книгу «Разорванный круг»
написал под литературным псевдонимом Александр Ковалевский в 2000 году.
В 2003-м второе издание романа «Разорванный круг»
было отмечено на V международном книжном фестивале почетным дипломом в номинации «Книга года» — «Символ времени» .